Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Центр диагностики и консультирования»

Роль семьи в профилактике агрессивного поведения

Роль семьи в профилактике агрессивного поведения.

Роль семьи в профилактике агрессивного поведенияСемья - это особого рода коллектив, микросоциум, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль, это образец для подражания, в становлении подрастающего человека как личности. Семья является социумом, где отчетливо проявляются индивидуальные особенности каждого, реализуются естественные потребности, формируются мотивы поведения, происходят самопознание, самоактуализация и социализация ее членов. Решающим фактором такого становления является взаимодействие родителей и детей, их общение, сотрудничество. Уровень этого взаимодействия во многом зависит от родителей (от их образованности, знаний, навыков творчески использовать имеющийся у них опыт).

Роль семьи в профилактике агрессивного поведенияПоэтому важным условием профилактики агрессивного поведения среди детей является осознание ответственности семьи за формирование личности ребенка, обучение его социальным навыкам, информирование ребенка о переживаемых им эмоций, обучение методам регуляции эмоций, способам проявления эмоций.

Часто детская агрессия – ошибки родительского воспитания. Обычно это гипер- или гипоопека, авторитарный стиль воспитания. Отсутствие семейного общения порождает еще один фактор возникновения агрессивного поведения – попытка ребенка таким образом привлечь к себе внимание.

Причинами агрессивного поведения могут быть и особые подходы к воспитанию в семье: определенные методы установления дисциплины, характер наказаний, реакции на естественные проявления и потребности ребенка.

Если родители сами очень резко и агрессивно подавляют агрессивное поведение ребенка, то это наоборот стимулирует и подкрепляет его агрессивное поведение в обществе. В тоже самое время игнорирование агрессии дает понимание ребенку о том, что это поведение является нормальным.

Роль семьи в профилактике агрессивного поведенияВ семьях агрессивных детей чаще всего есть эмоциональное искажение в общении между родителями и нарушение детско-родительских отношений, например, отец может демонстрировать агрессивное поведение или быть агрессивным по отношению к членам семьи, а мать быть равнодушной, придерживаться попустительского стиля воспитания, не интересоваться социальной успешностью своего ребенка. Отец может поощрять агрессивное поведение ребенка в сторону других детей, а мать все так же придерживаться попустительского стиля воспитания. Несогласованность требований, разнонаправленное воспитание приводит к формированию оппозиционного поведения у ребенка, как дома, так и вне семьи.

Воспитание ребенка по типу кумира семьи формирует у него неадекватную самооценку, ожидание такой же оценки со стороны сверстников и педагогов, которое скорее всего не будет удовлетворено, что формирует у него чувство неудовлетворенности и может приводить к агрессивным реакциям в сторону сверстников.

Игнорирование потребностей ребенка, его естественных проявлений, нахождение ребенка в ситуации непринятия провоцирует у него агрессивные реакции. Если родитель игнорирует ребенка, когда он заявляет о своих потребностях в мягкой форме, скорее всего за этим последует более бурное и гневное заявление о своих нуждах. В таком случае агрессия является способом восстановления связи с родителями.

Слишком жесткое осуждение ребенка за его агрессивное поведение и проявление гнева приводит к тому, что этот гнев он перестает проявлять во внешней среде, и внутренняя напряженность может выливаться в аутоагрессию, страхи, вымещение агрессии на более безопасный объект.

Роль семьи в профилактике агрессивного поведенияТаким образом, можно говорить о том, что роль семьи в профилактике агрессивного поведения является ведущей, так как это первичная среда развития ребенка, где он усваивает все нормы и правила поведения, знания о себе и окружающих, в том числе знания о своем мире эмоций и о том, как с ним обходится. Из этого следует, что роль образовательной организации по данному вопросу будет заключаться в информационной и просветительской работе с родителями о сфере эмоций ребенка, о методах воспитания, о нормах развития ребенка, о той ответственности, которая лежит на родителях. В то же самое время важна и работа с детьми по формированию и развитию осознания своих эмоций, навыков их безопасно проявлять в окружающей среде, но без поддержки родителей эта работе будет менее продуктивной.

Дата создания: 18-12-2020
Дата последнего изменения: 11-01-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: