Версия для людей
с ограниченными возможностями

Гиперактивность

 

Рекомендации  педагогам.

Известно, что социальное вмешательство на уровне дошкольного учреждения и школы позволяет смягчить разрушительное поведение ребенка и облегчить ему социальную адаптацию.

Социальное вмешательство в дошкольном учреждении и школе может включать следующее:

  • Обсуждение организации урока и особенностей работы учителя или воспитателя с каждым проблемным ребенком (например, рекомендуется во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы, посадить гиперактивного ребенка ближе к учителю, этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;  давать ему короткие академические задания последовательно, каждое последующее – после выполнения предыдущего; перемежать занятия непродолжительными физическими упражнениями; сформировать в классе реакцию игнорирования разрушительного поведения ребенка – тренинг «шапка-невидимка»).

  • Составление перечня проблемных ситуаций и форм поведения каждого ученика с гиперактивностью  (например: выкрикивает ответ на еще не сформулированный вопрос; ходит во время урока по классу; занимается во время урока посторонними делами: ест, разрисовывает учебники, пытается общаться с другими детьми, отвлекая их). Отслеживать успехи ребенка и прогресс в поведении при помощи шкалы показателей.

  • Обучение учителей и воспитателей эффективным методам общения с ребенком (предварительно устанавливать зрительный контакт; структурировать команды; не давать много распоряжений за один раз; позитивно подкреплять случаи ответственного поведения ребенка).

  • Обучение учителей и воспитателей методам поощрения соответствующих форм поведения в специфических ситуациях. Целесообразно применять дублирующее подкрепление в дошкольном учреждении, школе (например, специальный час для игры или фиксированное время для выполнения домашнего задания меньшего объема), дома или за его пределами (например, специальный игровой час с психологом).

  • Интеграция ребенка в процесс социальной терапии в школе или дошкольном учреждении как активного участника: обучение его навыкам самоконтроля в специфических ситуациях, проведение тренингов поведения и общения, которые помогут решать возникающие конфликты.

Итак, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

1. По развитию дефицитарных функций: внимания, контроля поведения, двигательного контроля;
2. По отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
3. При необходимости должна осуществляться работа с гневом.

  

(Литература

И.А. Марценковский, д.м.н., О.В. Ткачева, И.И. Марценковская, Я.Б. Бикшаева  Гиперактивность: новый взгляд на старую проблему детской психиатрии/ тематический номер: Неврология, психиатрия, психотерапия.

Родительское собрание  «Гиперактивный ребенок в школе» Каунова О.Нучитель начальных классов) 

Статистика

Количество просмотров материалов
98598

Кто на сайте

Сейчас 8 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте