Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Центр диагностики и консультирования»

Детский гнев: его значение в жизни ребенка

Детский гнев: его значение в жизни ребенка

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, не устраняют это качество, а напротив, Детский гнев: его значение в жизни ребенкастимулируют чрезмерную агрессивность. Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

С точки зрения гештальт - подхода, роль агрессии крайне важна в установлении контакта и оформлении границ личности. Фриц Перлз предложил рассматривать агрессию как активность человека по отношению к окружающему миру, помогающая ребенку удовлетворять его потребности.

Агрессивность, за которой стоит злость, гнев, раздражение относится к числу неодобряемых взрослыми форм поведения, но одновременно с агрессивностью отрицается и любое проявление силы и двигательной активности.

Детский гнев: его значение в жизни ребенка

Иногда ребенка воспринимают как агрессивного, если он попросту выражает свой гнев. В гневе он может разбить тарелку или ударить другого ребенка. Однако агрессивное поведение не только проявление гнева, но и отражение реальной ситуации.

Детский гнев: его значение в жизни ребенкаДетское поведение может демонстрировать враждебность по отношению почти ко всем и всему. Родители и учителя часто считают, что нарушения поведения у такого ребенка связано с его внутренними побуждениями. Однако именно окружение (а не внутренние трудности) провоцирует ребенка на агрессию; ему не хватает навыка справиться с чувствами и недружелюбием окружения, возбуждающим в нем чувства страха и гнева. Окружение часто провоцирует гнев и агрессию ребенка, игнорируя его попытки заявить о потребностях в более мягкой форме. Агрессивное поведение, которое воспринимается взрослыми как асоциальное, часто служит отчаянной попыткой восстановить социальные связи и заявить о своих потребностях взрослым. Ребенок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает.

Из всех эмоций гнев наиболее труден для определения и выражения, у него много форм и масок. Выражение гнева осуждается и пресекается, что приводит к попыткам избежать, скрытьДетский гнев: его значение в жизни ребенка его, нередко в ущерб собственному благополучию. Дети в очень раннем возрасте понимают, что недовольство таит в себе опасность, поэтому не получают навыка здорового и адекватного проявления этой нормальной человеческой эмоции. Ребенок получает негативную реакцию взрослого при попытках выразить гнев и при этом не обучается приемлемой альтернативе выражения данной эмоции. Но именно гнев порождает большинство проблем, которые приводят детей и их семьи к психологу.

Гнев и ощущение своего «Я» тесно взаимосвязаны. Гнев - это выражение собственной значимости, которая снижается при попытке сдержать свои чувства. Маленькие дети могут казаться разгневанными, тогда как на самом деле они лишь пытаются удовлетворить собственные потребности и позаботиться о себе (отстоять свое право не делиться игрушками с другими, заявить о нежелании играть с конкретными детьми и т.д.). Огромное влияние на самомнение ребенка оказывают реакции родителей на его потребности и желания. В ранние годы жизни негативные отзывы взрослых часто переносятся на всю личность ребенка в целом, так как ребенок еще не может отделить высказывание о своем поведении от мнения о себе в целом. Появляется установка «Я плох».

Детский гнев: его значение в жизни ребенкаТаким образом, если ребенку отказывают в выражении его естественной эмоции гнева, отказывают в возможности отстоять себя и заявить о своих чувствах, он оказывается беззащитным: ребенок не может проявить эмоции и получает порицание от взрослого.

Эмоции ребенка формируют его внутренний мир. Если чувства (включая гнев) не находят поддержки, негативное отношение переносится на личность ребенка в целом. Если эмоции встречают неприятие, если их игнорируют, высмеивают или критикуют, ребенок чувствует себя отвергнутым. Находя опосредованные способы проявить чувства в угоду здоровым потребностям организма, ребенок убежден, что он плохой и с ним, что-то не так. Дети не выбирает эмоции сознательно - они возникают сами, при этом они считают, что не имеют на них права, а когда чувства все же проявляются, переживают, что нарушили запрет, в особенности, если и эти эмоции, и он сам вызывают неодобрение.

Ребенок начинает сдерживать и ограничивать себя, нарушается контакт с родителем. Он блокирует чувства, держит мышцы в постоянном напряжении, не допускает проявления эмоций иДетский гнев: его значение в жизни ребенка скрывает свои мысли. Его самоощущение становится размытым, и для поддержания хотя бы внешнего сходства с нормальным существованием ему приходится использовать различные формы защитного поведения. Однако невыраженные эмоции тяжелым грузом оседают в душе и мешают здоровому развитию, ведут к ослаблению «Я».

Дети выражают свои гневные чувства самыми разными способами, иногда вредными для них же самих, как например аутоагрессия, становятся излишне активными или рассеянными. Некоторые дети проецируют свою ярость на других, что оборачивается страхами. Иногда, напуганные силой внутреннего гнева, дети уходят в себя, пытаясь сохранить свою целостность, и становятся одинокими, тихими, замкнутыми, холодными или, что парадоксально, излишне любезными и послушными, дотошно следующими всем правилам.

Влияние гнева на нашу жизнь неоднозначно и противоречиво, возможно, потому, что гнев - наименее приемлемая в обществе эмоция. Большинство симптомов и реакций, которые могут привести ребенка в кабинет психолога, непосредственно связаны с подавлением гнева. Формы поведения, которые становятся поводом для обращения за психологической помощью, - это и есть попытки детей укрепить чувство собственного «Я», получить хотя бы минимальную власть над ситуацией, показать, кто они и что они чувствуют.

Детский гнев: его значение в жизни ребенкаИменно эти кажущиеся неадекватными выпады необходимы ребенку для выживания, контакта с окружающей действительностью и удовлетворения собственных потребностей. Если эмоция спрятана внутри, ее необходимо выразить, чтобы возникло чувство завершенности и равновесия, чтобы организм мог обратиться к следующим потребностям и так далее в бесконечном цикле развития.

Таким образом, организм, по всей видимости, выбирает некий способ выражения эмоций, с участием или без участия сознания ребенка, в попытке избавиться от лишней энергии и достичь равновесия. Но попытки избавиться от чувства гнева обычно идут вразрез с интересами здорового развития и не приводят успеху.

Поэтому так важно родителям не забывать, что гнев является базовой и естественной эмоцией любого человека, научиться принимать гнев ребенка, помогать ребенку осознавать, выражать злость в приемлемой форме, а также находить потребности, на которые указывает гнев.

Варианты выражения злости, предложенные детским психологом Татьяной Поль:

Детский гнев: его значение в жизни ребенка

Если же агрессивное поведение ребенка вызывает беспокойство родителей, стоит обратиться за помощью к специалистам.

Литература:

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция

Елена Петрова "Гена и Собака" Тело и образные метафоры агрессии у детей в работе со страхами. Санкт-Петербург, 2007г

Вайолет Оклендер Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка, 2012г.

Татьяна Поль Брошюра для родителей: про детскую злость, 2017г.

Дата создания: 27-05-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: